Все что нужно знать начинающему подкастеру!


Не секрет что сейчас такой формат как подкаст набирает обороты, ведь он очень удобен, что называется в потреблении, эдакая реинкарнация радио в нашей киберпанковской вселенной, когда у каждого в кармане есть устройство позволяющее найти любой интересующий человека контент, а ритм жизни при этом весьма быстр. Книги или видеофоматы слишком требовательны к нашему вниманию, а вот подкасты занимают только наши уши оставляя зрение свободным, что удобно например в дороге, при прогулке, а самое главное, лично для меня например перед сном, что бы не светить экраном в кровати. А чем еще привлекателен данный формат? Тем что абсолютно любой может делать свой подкаст сам, стать радиоведущим на минималках, поведать миру о чем то, а самое главное получить немало удовольствия (и боли) от процесса.

Так как же стать начинающим подкастером?


В первую очередь нам необходимо определиться с самым главным, зачем же нам нужен подкаст?
Что же мы такого хотим поведать людям, какой формат выбрать? Просто беседа с друзьями «обо всем на свете», или «влияния классической музыки на современную стоматологию»? Какая тема интересна лично вам? Это очень важно, ибо если не будет интереса к тому что вы делаете, запал быстро пройдет, так что нужно твердо решить о чем же будет ваш подкаст.

Второй, но не менее важной задачей является наше техническое обеспечение. Подкаст – в первую очередь, разговорный формат, соответственно нам нужен хороший микрофон. Подкаст – это аудиоформат, соответственно нам нужен компьютер для аудиомонтажа. Микрофон и компьютер сами обычно не дружат, а значит нам нужна аудио карта! Вот и весь необходимый минимум для начала работы.

Рассмотрим подробнее первую составляющую – Микрофон.

Для начала нужно определиться, сколько человек будут принимать участие вашей записи. Будете ли вы один, или это будет диалог между несколькими людьми? Если вы собираетесь вести подкаст один, то вам вполне хватит одного микрофона кардиойдной направленности (читай, любой динамический микрофон), если же ведущих двое, или вы собираетесь работать в жанре интервью можно выбрать микрофон с диаграммой направленности «Восьмерка» (подробнее о диаграммах направленности можно почитать в одной из наших предыдущих статей). В любом случае выбирайте микрофон из задач, и что немало важно из бюджета.

Следующим важным звеном является аудиокарта.

Если мы собираемся заниматься только подкастами, нет смысла приобретать дорогую аудиокарту с большим количеством входов и выходов, вполне достаточно даже не большой UM2. Главное что бы она позволяла подключить микрофон (если выбрали конденсаторный, обязательно убедитесь что у вашей аудиокарты есть микрофонный преамп с фантомным питанием).

Отличным решением будет приобрести USBмикрофон так как он совмещает функции и микрофона и аудио карты, удобно и просто подключается к компьютеру. (Подробнее про USB-микрофоны можно прочитать здесь). Более универсальным решением будет приобретение готового звукозаписывающего набора для домашней студии или подкастов.

Так же вам необходимы наушники для записи и монтажа. В случае работы с подкастами тоже не обязательно тратить большие деньги, сойдут и недорогие мониторные наушники, не рекомендую использовать бытовые и hi-fi. Лично от себя могу порекомендовать использовать наушники полуоткрытые, в них гораздо комфортнее работать длительное время.

Еще один немаловажный момент - это помещение, в котором вы будете записывать свой подкаст. Настоящая студия звукозаписи это конечно хорошо, но для наших целей сойдет и самая обычная комната или даже ванная (с некоторыми оговорками). Главное, что бы комната была максимально заглушена, то есть поглощала звук... Мягкая мебель, игрушки, одеяла и подушки, ваши главные друзья, отлично работают ковры (особенно знаменитые советские). Не нужно стремится погасить отражения полностью – это невозможно, вполне достаточно, что бы пропал коробочный звук, просто экспериментируйте с наполнением комнаты.

Здесь вполне можно записать уютный деревенский подкаст…

Возможно вам понадобятся микрофонные стойки и провода, для того что бы удобно расположится. Обязательно не забудьте про напитки, газированные напитки не лучший выбор, а вот теплый чай – кофе отлично подойдет. И вот теперь, когда ваше рабочее место готово можно приступать к наброску сценарного плана.


Первое, что нужно понимать подкаст – это разговорный жанр, это не аудиокнига и не лекция (хотя элементы этих форматов бывают вполне уместны).
Вам не нужно писать сценарий дословно, вполне достаточно иметь небольшую схему.

Например, темой моего подкаста является разбор события «Как Виталий не смог открыть бутылку минеральной воды». И я составляю свой небольшой сценарный план так:

  • 1. Вступление (1 минута) -Я здороваюсь со слушателями, коротко рассказываю о теме нашего выпуска.
  • Джингл 30 секунд - короткое звуковое вступление (О музыкальном оформлении поговорим позже.)
  • 2. Основной блок (15-20 минут). Рассказываю о событии ставшей главной темой выпуска.
  • 2.1. Рассказываю завязку события. (Виталий купил бутылку минеральной воды.)
  • 2.2. Делаю предположения почему все так произошло. (Виталик мало каши ел в детстве)
  • 2.3. Драма (Виталий не может открыть бутылку с водой)
  • 2.4. Развязка (Ярослав добрым словом мотивировал Виталия, и он, преодолев себя смог открыть бутылку с водой.)
  • Отбивка(15 секунд) -часть музыкального оформления между рубриками.
  • 3. Вывод (5-10 минут) подвожу итоги выпуска и всей истории
  • 3.1. Рассказываю о последствиях событии. (Виталий смог испить воды. Он преодолел себя, что бы открыть бутылку, это хорошо).
  • 3.2. Обращение к слушателям. Прошу высказаться об их отношении к изложенному событию в комментариях на нашей странице в соц. сетях.
  • 3.3. Прощаюсь. (прошу слушателей рассказать о нашем подкасте своим друзьям. Сообщаю дату нового выпуска, и наконец прощаюсь)
  • Закрывашка (45 секунд) — Закрывающее музыкальное оформление.

Подобный план поможет вам структурировать запись и не тратить время, но в то же время оставляет довольно много простора для живой работы, импровизации.

Итак, у нас у нас есть сценарный план, самое время приступать к записи.

Для записи можно использовать любую программу, хоть звукозапись windows. Существует огромное количество бесплатных или платных программ для этой цели. Выбирайте то что вам больше нравится, от себя же порекомендую полностью бесплатную Audacity и условно – бесплатную Reaper.
Перед началом записи сделайте несколько упражнений, что бы разогреть голос, но не слишком напрягайтесь, силы должны остаться на запись.
Наливаем кофеек, берем сценарный план, включаем кнопку запись и стараемся максимально расслабится...

И наконец начинаем говорить. Во время записи старайтесь не думать о том как вы звучите, и что говорите, просто придерживайтесь заданной темы. Выводы о нашем голосе и ошибках будем делать потом. Наша главная задача на этом этапе – быть живым и интересным собеседником для слушателя, не профессиональным диктором зачитывающим новости о политике (наш подкаст о драматических история из жизни) и не профессиональным актером играющим моноспектакль (если ваш подкаст это не моноспектакль конечно.)
Сказали все что, хотели сказать, нажали кнопку стоп, убедились что все записалось. (мне знакомы случаи когда просто забывали нажать кнопку записи, отрабатывали все шоу, и только потом выясняли этот прискорбный факт).

Теперь переходим к монтажу.
Аудио – монтаж дело благородное, а тема неисчерпаемая, но на первых этапах мы должны просто очистить нашу аудиодорожку, от неудачных дублей, лишнего хронометража (если он у нас строгий), и вообще от всей лишнее воды. Все зевания, чихания, хлюпанья кофейка другие посторонние звуки под нож. Небольшие шумы, и общий фоновый шум, который наверняка будет на первой сессии не трогаем, дальше я расскажу что с этим делать.
После того как наша речевая «колбаса» готова, самое время приступить к оформлению. Делать это удобнее всего в мультитрековом редакторе (бесплатный Audacity, условно – бесплатный Reaper, или платный Cubase).

Для начала у каждого уважающего себя подкаста должен быть свой аудиоджингл, эдакая визитная карточка, изготовить её можно самостоятельно, либо заказать у композитора. Если в подкасте несколько рубрик, не помешают отбивки (их тоже желательно либо сделать самому, либо попросить знакомого звукорежиссера). Отбивки помогают отделить одну рубрику от другой, и вносят динамику. Ну и конечно желательна фоновая музыка, музыка должна быть чуть громче фонового шума, но значительно тише голоса, таким образом она замаскирует собой посторонние призвуки, а при грамотном подборе создаст нужную атмосферу.

Существует огромное количество библиотек фоновой музыки, однако у них у всех разные права использования, какие-то треки можно брать просто так, какие-то только с упоминанием авторов, а за какие-то придется платить. Тут выбор довольно свободен.

После того как вы расположили все элементы подкаста в редакторе в нужных местах можете приступать к обработке голоса. Обычно в речевых жанрах на речевой дорожке используется очень немного эффектов, чаще всего это только компрессор. Если вы не разбираетесь как он работает, я просто рекомендую перебирать пресеты и найти что-то, что по вашему мнению звучит лучше. Ну и на мастер-шину тоже можно повесить компрессор, либо лимитр.

К сожалению, в этой статье я не смогу рассказать как пользоваться аудиоредакторами, ведь они все разные, и описание тех или иных действий будет немного отличатся в каждом, однако в интернете полно уроков по конкретным редакторам. Я же рекомендую выбрать один, и осваивать для начала только его.

Итак, наш выпуск готов! Обязательно сохраните его, даже если вам не понравится, ведь если вы будете усердно работать, каждый ваш следующий выпуск будет значительно лучше предыдущего, как по качеству, так и по содержанию. Иногда забавно переслушивать старые работы и сравнивать их с актуальными. Так вы сможете увидеть свой прогресс. Ну а если выпуск огонь и вам все нравится самое время явить его публике.

Для подкастов до сих пор актуально такое понятие как RSS. То есть файлы не загружаются прямо на площадку где их слушают, они загружаются на хостинг откуда по протоколу RSS рассылаются на все стриминговые площадки, но зачем нам эта номенклатура?!достаточно знать что существует огромное количество сервисов для подкастера, где этот процесс автоматизирован. Вот некоторые из них: Buzzsprout, Captivate, Transistor, Simplecast, Podbean, Castos.


Сегодня стать подкастером совсем не сложно. Главное, что бы это увлечение приносило удовольствие! Подкаст это отличное хобби для всех, а при удачном стечении обстоятельств и старании возможно источник заработка. Если у вас остались вопросы по этому интересному хобби, не стесняйтесь задавать их нашим менеджерам, они отлично разбираются во всех технических аспектах аудио производства. Искренне ваш MusicBase.